verbovskyi_LOGO
Формирование «образа врага-России» в украинском обществе, как ретрансляция американского влияния на информационное поле современной Украины.
Формирование «образа врага-России» в украинском обществе, как ретрансляция американского влияния на информационное поле современной Украины.

Данная статья, является попыткой описать в научно - популярной форме тенденции и закономерности, и самое важное итоги, эволюции такого феномена массового украинского сознания, как образ врага. Особенно ярко проявившийся в драматических событиях первой половины  2014 г., когда в результате событий на Майдане, был отстранён от власти в результате переворота, "законно действующий" президент Виктор Янукович. В результате чего, был установлен марионеточный проамериканский режим А. Турчинова, который утвердил колониальный статус Украины, внешнее управление посольства США, и его сателлитов Германии и Франции и международных финансовых институтов, таких как МВФ. Такие оценки, по нашему мнению, не вызывают сомнения. 

Банковая превратилась в офис по исполнению воли американского правительства и обслуживания геополитических интересов последней мировой империи. 

Энергия разрушения, которая была сгенерирована на Майдане, была направлена персонально против Януковича, но в ней был элемент антирусский, так как команда тогдашнего президента при доминировании, все же Европейского интеграционного вектора, олицетворяла взвешенный курс поддержания добрососедских взаимоотношений с Россией. 

Для тех, кто финансировал майдан и являлся идеологами его, это было неприемлемо и недопустимо. Поэтому уже во время Майдана, та что греха таить и до него, звучали из уст некоторых украинских политиков призывы о недопустимости вступления Украины в «Таежный союз», так пренебрежительно отзывались об интеграционных процессах прозападные политики, говоря об ЕЭП (Единое Экономическое Пространство) предложенное странами СНГ, в том числе и Россией, как альтернатива интеграционном процессу ЕС.

Волна антироссийской риторики усилилась после присоединения Крыма к России, и начала гражданской войны на Донбассе. В социальных сетях, на всех общенациональных каналах, активно начинает продвигаться идея российской агрессии, оккупации. Всему украинскому обществу навязывается повестка, что Россия-враг, угроза существования государства Украина, единственная и самая опасная преграда вступления Украины в ЕС. Масштабные  манипуляции фактами и информационные вбросы, в конечном счете, привели к актуализации образа врага-России в массовом сознании украинского обывателя, который зачастую не привык к критическому мышлению и готов к простым, и зачастую наивным ответам на сложные и неоднозначные вопросы. Этот феномен, использовался Турчиновым, а потом и Порошенко для удержания своей власти, наделяя себя сакральным смыслом - защитников отечества, а с другой стороны, мобилизационная сила феномена образа врага использовалась ими для милитаризации общества, создания добровольческих батальонов, рекрутирования людских и финансовых средств для войны на Донбассе. Однако военный отпор, "молодых республик" - Луганска и Донецка, не позволил  осуществить блицкриг по подавлению сепаратистов на востоке Украины и перевёл это противостояние в затяжную, в том числе идеологическую борьбу не только с республиками Донбасса, но и, в целом, Российской Федерацией. Медленное увязание в бесконечных переговорах в Минском и Нормандском формате, наглядно демонстрирует - не желание украинской стороны, придерживаться Минских соглашений. О чем не раз заявляли президент и министр иностранных дел Украины. 

На фоне нерешённости, конфликта, на Донбассе, возникли внутренние экономические и политические обстоятельства, которые дали толчок развитию феномена образа врага - России в массовом сознании украинцев.

Кабальные кредиты, долговая яма -  вынудили украинские элиты, которые пришли к власти, в результате Майдана, прибегнуть к технологии отвлечения внимания общественности от Внутренних социальных и экономических проблем. Украинские элиты были вынуждены, прибегнуть к агрессивной,  информационной, антироссийской пропаганде, которая смогла отвлечь широкие массы населения от экономического спада и падения доходов, объясняя не своей провальной политикой, а российской агрессией.

Не скроем, такая политика имела достаточный успех и нашла отклик за пределами Украины. Россия как враг, по крайней мере, в значительной части американских элит, укоренилась как аксиома, не требующая доказательств.

Формирование образа врага из русских для американского истеблишмента не является чем-то новым или оригинальным. Он берет свои истоки из 300 летней англо-саксонской русофобии. Будучи преемником  многих элементов политической культуры Великобритании, американский истеблишмент перенял многие подходы и оценки в отношении России, и её истории и внешней политики. Особенно это проявилось в период после Второй Мировой войны, который в историографии называют периодом Холодной войны (1947-1991 гг.). Этот период, без сомнения, прошёл под лозунгом священной войны против Советского Союза-"'исторической России''. Сразу после Фултонской речи Уинстона Черчилля (5 марта 1946 г.), начался Крестовый поход против «советов», а значит и против тысячелетней России. США были инициаторами и основным локомотивом этого процесса. 

По нашему мнению, этот процесс хотя и был спровоцирован рядом ярких политиков и мыслителей того времени (Гарри Трумэн и Уинстон Черчилль и др.), но сам процесс поиска врага, был объективен и определялся самой природой существования США, как глобальной империи. Существование любой империи, в том числе американской, не возможно без формирования и постоянного подпитывания внешнего образа врага. Без этого целостность и динамическое развитие, а для империи это внешняя экспансия, невозможны и разрушительны. Также они не возможны для имперской коммуникации с союзниками и сателлитами, где метрополия, предоставляет военную и политическую защиту, так называемый зонтик безопасности.

Поэтому осознав себя во второй половине ХХ века, как сверхдержава, она активно продуцировала феномен врага. На тот период для американского правящего класса уничтожение «Советов», то есть «Красной России» стало смыслом существования империи и целью для стратегических и тактических решений. Энергия и воля всего американского общества, так и всего западного мира была брошена на уничтожение Советского Союза. С чем американское государство и его союзники, не без труда, но с успехом справились. 

Однако, прекращение существования СССР и появление слабой и зависимой России, России-сырьевого придатка, колонии и «бензоколонки» (Б.Обама) в конечном счете сыграло с элитами США не меньшую шутку, чем с элитами России. Которые считали, что "сдав суверенитет", свою независимость, они примиряться с Западом и наступит эпоха всеобщего благоденствия и конца истории. О чем радостно и теперь уже всем понятно, преждевременно, в 90-е гг. ХХ в. возвестил Фрэнсис Фукуяма. 

Судорожные попытки найти на обломках СССР столь достойного соперника не увенчались успехом. Попытки развалить Китай и продолжить Крестовый поход против коммунизма, проявились отчетливо в событиях на площади Тяньаньмэнь (4 июня 1989 г.), для американских спецслужб и заинтересованных элит, к сожалению для них, не увенчались успехом, так же как и попытка разогреть сепаратистские движения в  Тибете. На этот вызов, Китай ответил жестко и безапелляционно. Было подавлено выступление в центре Пекина и оккупирован Тибет. 

После того как в начале 90-х элиты США поняли, что Компартия Китая им "не по-зубам". Была предложена другая концепция врага, так называемая «Ось зла»- список стран региональных лидеров, которые мешали доминированию США и её союзникам в ряде ближневосточных и азиатских регионов. Это такие страны, как Ирак, Иран, Северная Корея (по Дж. Бушу) и попытки расширить этот регион добавив Ливийскую арабскую Джамахирию и Кубу (по  Дж. Болтану). Волна цветных революций, а порой и открытых военных интервенций, как это было в Ираке и Афганистане, стало той очевидной технологией, с помощью которых США сковыривали неугодные режимы и государства. 

Вторая "Чеченская война" (1999-2000 гг.), "Российско - грузинская война" в Южной Осетии (2008 г.) и события в Крыму, и на Востоке Украине (2014 г.), не способны были уже скрыть колоссальный экономический и военный подъем российского могущества, и окончательно склонили, в особенности, либерально-демократические круги американской элиты, которая, в большей степени, олицетворялась администрацией Барака Обамы(2007-2017 гг.), к переключению своего основного внимания на решение вопроса российской угрозы их монопольному влиянию в мире.

Как и с Грузией (Летняя олимпиада в Пекине) (август 2008 г.), кризис на Украине совпал, а возможно, не было это случайностью, был спланирован и осуществлён, в период проведения Зимней Олимпиады в Сочи (февраль 2014 г.). 

В результате событий на Донбассе, за короткое время было произведено украинской майданной властью и американскими кураторами, переформатирование всего информационного пространства, в том числе, и прежде всего социальных сетей, и украинских СМИ. Все имеющиеся у Украины силы были брошены на  жёсткую антироссийскую пропагандистскую деятельность.

С той силой и мощью, которой началось раскручивание образа врага, агрессора, оккупанта в украинских СМИ, слилось воедино с активной пропагандой пренебрежительного отношения к Российскому Государству в международных масс-медиа и социальных сетях и не имело, по масштабу и вовлечённости людей, прецедента в современной истории Украины. Такие эпитеты, как «орда», «отсталая бензакалонка», «таежный союз», «мордар» «орки», стал очень важным технологическим приемом обесчеловечивания русского народа, в целом, и российское государство, в частности. Администрация Обамы и правящая демократическая партия, часть консерваторов не могли признаться себе, что разрушенная, слабая при Ельцине Россия сможет заявить о себе о своих интересах и своих претензиях на независимую внешнюю политику. Присоединение Крыма и поддержка республик Донбасса стало, очевидно, неожиданным и шокирующим итогом политики США по разрушению объективных интеграционных процессов украинского и российских народов. 

Роль Путина, в прекращении войн на территории государства, в централизации и  в росте военного, и политического могущества, неоценима, и поэтому персонализация и обесчеловечивание Президента РФ стала Альфой и Омегой всей политики периода Президента Обамы. Как украинская так и американская пропаганда, приложили колоссальные усилия для дискредитации и очернению личности президента Путина. Была запущена огромная волна фэйков и псевдоразоблачений из личной жизни российского президента и заканчивая здоровьем и вовлечённостью в коррупционные схемы. Попытка изолировать, сделать изгоем, «нерукопожатным», Владимира Владимировича, уже можем с полной уверенностью, с "треском" провалилась. Особенно четко это проявилось в сближении России с Китаем, на уровне первых лиц государств, "расширением контактом" в рамках БРИКС и АТЭС, где активное участие принимает первое лицо российского государства. Усиление влияния России на Ближнем Востоке благодаря, в целом, успешной военной операции в Сирийской арабской революции, также позволило Владимиру Путину наладить конструктивный диалог с первыми лицами крупнейших и влиятельных государств региона, прежде всего с Израилем (Биньямин Нетаньяху), Турции (Эрджеп Эрдоган), Ирана (Хасан Рухани), Саудовская Аравия (Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд).

Победа Дональда Трампа, на выборах президента, в какой-то мере, замедлила развитие тенденций демонизации России, но не остановила. Она приобрела, более прагматичный и экономически обоснованный характер. Дальнейшие, так называемы «ядерные» санкции 2020 г. против крупных экономических проектов РФ, прежде всего в Европе, многими, в том числе, и немецкими экспертами (Сара Вагенкнехт и др.), подробно описаны, и раскрыты, как проявление недобросовестной конкуренции в мировой экономике.

У всех на слуху, события с попыткой демонизировать газотранспортный проект “Норд стрим 2». Заявления ряда европейских и американских политиков, о «токсичности российского  газа», о том, что это «инструмент покорения» и «подсаживания европейцев на газовую иглу Сибирского Медведя» замедлило, но не остановило газотранспортный проект России, Франции, Австрии и ряда других заинтересантов и выгодополучателей.

Как ни странно, большинство украинских СМИ транслировали в большей степени американскую позицию, нагнетая ее ситуацией вокруг поставок через Украину в Европу российского газа. Был сформулирован миф, о том, что в случае достройки этой газотранспортной магистрали, Киев потеряет рычаг экономического  воздействия на Путина и это ему развяжет руки в его экспансионистских устремлениях на Украине. В распространении этих идей и попыткой донести это европейским и американским элитам, в полной мере отметилось Министерство иностранных дел Украины в лице их Министров (Павла Климкина и Дмитрия Кулебы). 

Системное и растянувшееся на семь лет подогревание Образа врага в лице президента Путина, в частности, и РФ, в целом, стало краеугольным камнем всей внешней и отчасти внутренней политики "постмайданной" Украины.

Признание государства Россия оккупантом,  на законодательном уровне и врагом, в военной доктрине, стало ядром государствообразующей идеологией для современных украинских элит. Украина стала не просто «не-Россия», а она стала «антироссия». Такая позиция, в большей мере, укоренилась в сознании, в особенности, стала визитной карточкой, администрации президента Петра Порошенка, институализировалась, как ключевая и основополагающая для оправдания провала своей внутренней и внешней политики. Дала широкое поле возможностей просить у США постоянную финансовую и военную помощь. Россия в лице В.В.Путина стала универсальным оправданием украинских просчетов в культурной, языковой, региональной,экономической и внешней политике. 

Бесконечные люстрации, приход к власти соросовских грантоедов, борьба с пророссийскими элитами, их, по сути, уничтожение с помощью террора и уголовных преследований, в конечном счете, привела к власти дилетантов, и людей, которые готовы некритично, по указке, проводить политику посольства США и большой семёрки, а также МВФ, что в принципе принято называть «коллективным западом». Неспособность проводить гибкую и объективную национальную политику и политику в отношении своих регионов, в полной мере, проявил и новый президент Владимир Александрович Зеленский ( начало каденции май 2019 г.), который сменил ярого русофоба Петра Алексеевича Порошенко и человека, который немало сделал для раскрутки антироссийской истерии, как на Западе, так и у себя в стране. 

Языковой закон, который был принят парламентским большинством президента В.Зеленского, в конце 2020 года, в большей степени повторяет,  политику его предшественника П.Порошенка.  Построение моноэтнического и монокультурного государства, по Галицийским стандартам и образцам, показали - свою тупиковость и проигрошнось, что подтвердили сначала выборы президента, а потом, внеочередные выборы в парламент.

Результатом такой политики, стало постепенное превращение жителей крупных русскоговорящих индустриальных центров Украины в изгоев и людей третьего сорта. Потому-что, по мнению сторонников бывшего президента, они во-первых «ленивые», поэтому неспособные выучить «українську мову», а второе, в Украине «аграрной сверх державе» нет места промышленности и крупному производству, которое является ориентировано, прежде всего, на российский рынок, и является системообразующим для таких крупных индустриальных мегаполисов, как Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Николаев и Одесса. Не понимание этого приводит к стагнации этих регионов, люмпенизации и обнищанию, некогда быстроразвивающиеся индустриальные движители экономического развития независимой Украины.

Для украинской пропаганды, образ Москвы, за короткое время, стал тем, чем был для древних римлян Карфаген. Карфаген должен быть разрушен. И поэтому формирование образа врага-России, пронизывает все украинское информационное поле. От школьного образования( учебники, оценки событий и манера преподавания) и заканчивая украинским интернетом и выступлением ведущих политиков и лидеров общественного мнения (Д.Гордон, О.Дроздов и мн. др.). 

Любые попытки высказать альтернативные точки зрения, подвергаются остракизму и всеобщей травли, абсолютного меньшинства украинского общества, которое исповедует эти ценности.

Растёт поколение, которое транслирует абсолютно чужие заокеанские мифы, для которого свои соплеменники, которые помнят подвиг советского народа, общую историю украинского и российского народа, символику, являются не модным, не интересным и не востребованным. А с точки зрения современной украинской власти, являются «внутренними врагами», «сепаратистами». Налицо региональная и культурная дискриминация. 

Житель Донбасса и всего Юго-Востока, для украинского информационного поля, стало нарицательным. Это обязательно «зазомбированные люди», «генетический мусор», «отсталые», «пьяницы и наркоманы», «коллаборанты». Кстати, эта традиция берет свои истоки из так называемой «Помаранчевой революции» 2004 г. Когда Юлия Тимошенко в пылу политической борьбы публично заявила, что всех несогласных с революцией и победой В.Ющенко, а это были прежде всего жители Донбасса, необходимо было огородить «колючей проволокой и скинуть туда бомбу». Конечно, она потом извинялась и приезжала в Донецк, просила у жителей региона прощение. Но это оголило истинное отношение киевских прозападных элит к жителям Донбасса, которое отчетливо проявилось в 2014 г.

Современная ситуация подкрепляется разнообразными законами, о борьбе с коммунистической символикой и советским прошлым. Хотя само существование Украины, как государства-это и есть советское и коммунистическое прошлое. Самоотречение от себя, от своего прошлого, губительно, как для человека, так и для государства, в целом.

Инфекция ксенофобии, радикального национализма, на фоне тотального обнищания всех слоев населения Украины, а также уничтожение промышленного и экономического потенциала, привело к тому, что некогда успешная, экономически развитая с огромным потенциалом УССР, где я родился, превратилась, в отсталую, без перспектив и стратегии развития, самую бедную страну Европы. Это и есть итог и главный диагноз всему тому, что происходит в некогда цветущей республике Советского Союза. 

Но это не интересно, современным хозяевам и бенефициарам украинского государства. По нашему мнению, активное разжигание ксенофобии по отношению к Росси, воспитание у молодого поколения, что русские враги, является пагубным для будущего украинского общества и государства. 

Такая пропагандистская работа, привела к тому, что смысл существования Современных правящих элит в вечном противостоянии с Россией до полного уничтожения одной из сторон. Милитаризация мышления категориями врага, является чуть ли не единственным успешным проектом современного украинского правящего класса.

Для чего это делается? Откровенный и справедливый вопрос. Во-первых, чтобы при удобном случае провести этнические чистки и зачистить Донбасс от неугодных, инакомыслящих, «генетического» мусора, а второе, и не менее важное, создать из Украины таран НАТО для развязывания, в том числе и военного конфликта, и превращения украинского народа в пушечное мясо американских геополитических устремлений. Давайте зададимся вопросом: насколько это необходимо украинскому народу, украинским гражданам? К сожалению, этот вопрос остаётся открытым и только время покажет дальнейшую эволюцию данного феномена общественной-политической жизни, современного государства -Украина.